Дворцово-парковый ансамбль Кадриорг (Kadriorg) – долина Кадри – получил свое название в честь супруги Петра I Екатерины. В русской интерпретации сия «царска волость» именовалась Екатериненталь.
Во время Северной войны, в 1710 Таллин – тогда Ревель – капитулировал. Тогда же у российского императора и возникла необходимость обзавестись в этом городе ж/п. История царской резиденции начинается в 1714 с покупки небольшого жилища, теперь это Домик Петра. А уже непосредственно дворец был заложен в 1718 не без участия самого самодержца русского: по преданию он заложил три кирпича в одну из стен дворца. Их и сегодня с легкостью можно найти: по традиции при каждом крупном ремонте их оставляют неокрашенными.
Возвращаясь к истории усадьбы – проект царской резиденции в стиле барокко создал итальянец Николло Микетти, который впоследствии стал придворным архитектором и создал много прекрасных строений в Петербурге и окрестностях. Екатериненталь был его первым проектом. Поскольку Микетти больше был нужен в Петербурге, работами в Ревеле руководил его помощник Гаэтано Кьявери (известен, прежде всего, по церкви в Дрездене, в России среди прочих зодчих создавал Кунсткамеру), а с 1721 г – Михаил Земцов – знаменитый мастер, автор многих проектов в Санкт–Петербурге, Царском Селе и Москве, который и довел строительство до конца. Для возведения дворца были также приглашены итальянские инженеры, художественной отделкой занимались мастера из Швеции, Риги и Таллина, а каменщиков привозили из Пскова и Новгорода Великого. Садом занимался мастер своего дела – Илья Сурьмин, который также ранее создавал Летний сад в Петербурге.
Николо Микетти планировал дворец как классическое барочное строение – симметричное, с одинаковым расположением помещений – парадного зала и парадного вестибюля под ним – относительно центра. Сама организация здания необычна: удачно использованы перепады высот ландшафта: с фасада здание трехэтажное, а с обратной стороны имеет только два этажа. Помимо главного здания ко дворцу относятся два флигеля, соединенные с ним террасами. Из украшений фасада – тосканские колонны портика, пилястры (для тех, кто забыл – это такие выступающие части, похожие на колонны, в данном случае прямоугольные), украшения в виде раковин – все-таки Ревель – морской порт, – а также достаточно скромный декор окон. Композиционный центр фасада – средний ризалит (выступающая часть строения). Его особенность – овальное окно, которое есть также на противоположной стороне дворца. В целом архитектура здания достаточно плоская – в лучших петербургских традициях. Однако строение все же выглядит парадным. Отчасти из-за цветового решения – сочетания охристого и белого, а также из-за своей стройности и симметричности.
В 30–х годах 20 века здание претерпело архитектурные изменения. В частности убрали веранду с задней стороны здания, вместо нее построили банкетный зал. Также был построен Зимний сад. Автор нововведений – архитектор, работающий в стиле модерн, А. Владовский (автор таких петербургских строений начала 20 века как Доходный дом на ул. Блотной, Академии театрального искусства (изначально особняк Н.В. Безобразовой) на Моховой и т.д.).
Внутри дворец был оформлен согласно традициям итальянского барокко: камины (работы Хенриха фон Бергена из Риги), скульптуры (работы Саломона Зельтрехта из Стокгольма) расписные плафоны, картуши и лепнина (работы Маттиаса Зейдтингера из Ревеля и итальянца Антонио Куадри). Все было красиво и дорого. До той поры, пока не умер царь Петр и все постепенно не начало ветшать. Что-то залатали при Анне Иоановне, что–то при Елизавете, но в целом дворцом и парком никто особо не занимался. (Одно время во дворце даже располагалась казарма.) Вплоть до 1804 года, когда Ревель посетил император Александр I и не повелел привести Кадриорг в достойный вид. С этих пор российские самодержвцы и члены царской семьи были редкими, но регулярными гостями усадьбы, которая к тому же на долгие годы стала летней резиденцией эстляндского губернатора. Из сохранившихся оригинальных комнат сегодня можно увидеть – вестибюль и парадный зал, остальные помещения сильно пострадали в пожаре 1750 года и позднее были перестроены.
Новая страница в истории Кадриорга открывается в 1918 году, когда в здании дворца расположился Ревельский совет рабочих и солдатских депутатов. В 1921 году здание отдали Эстонскому художественному музею, а с 1946 года и по настоящий момент его занимает Государственный художественный музей. (Правда, был еще небольшой период в 30-е годы 20 века, когда Кадриорг был летней резиденцией президента).
В пристройках дворца – парковом павильоне и гостевом доме – сегодня располагаются реставрационные мастерские музея. Напротив ворот – домик сторожа, а в кухне и ледовом погребе находится музей Йоханнеса Миккеля., где можно увидеть собрание предметов искусства знаменитого коллекционера. Экспозиция представлена полотнами западных мастеров, в том числе и представителей Золотого века голландской живописи. Также в музее экспонируются коллекции керамики и фарфора и многое-многое другое. Сайт музея mikkelimuuseum.ekm.ee.
Была в истории Кадриорга и еще одна любопытная страница, связанная с именем Георга Витте – надворного советника, который в 1813 году на территории парка открыл купальный салон. Между прочим, первый официальный badesalon Российской империи. Впоследствии его называли «Ревельские воды» и был он весьма популярен у российской и не только знати. Среди гостей здравницы были Ф. Тютчев, семейства Вяземских и Карамзиных. Особенно «раскурученным» курорт стал в 20–30-е годы 19 века. Виттовские купальни предлагали не только комфортное размещение гостей, но и широкий спектр лечебных процедур – от купания и ванн до массажа и обертываний. Кроме того, славилась здравница и своими светскими мероприятиями, такими как балы и театральные постановки. Однако уже в 60-е годы 19-го столетия слава Ревельских вод постепенно начинает сходить на нет из–за стремительно ухудшающегося сервиса. Все попытки представителей семьи Витте как–то исправить положение результатов не принесли. Огромной ложкой дегтя стало также строительство железной дороги, соединившей Санкт-Петербург и Москву с курортами Черного моря. Как ни крути, юг есть юг. И теплее, и колоритнее.
В конце 80-х годов 19 века было принято решение перестроить курорт в казино, что и было сделано. Однако и оно просуществовало недолго. В 1914 году здание снесли, и теперь увидеть его можно только на литографиях и рисунках. Однако значение открытия и функционирования в течение нескольких десятилетий Ревельских вод для развития курортного туризма в Эстонии трудно переоценить, так как именно Виттовские купальни привлекли внимание российской аристократии к Таллину, а потом и к остальным курортам побережья страны.
Одной из самых главных ценностей Кадриорга, которая притягивает сюда не только туристов, но и огромное количество местных жителей – дворцовый парк. Еще Петр I повелел сделать его открытым для всех желающих, и сегодня парк Кадриорг – одно из самых любимых мест отдыха таллинцев. Первоначальный план устройства был грандиозен и лишь немногим уступал Петергофскому. Ландшафт парка представляет собой три ступени, спускающиеся к морю, именно поэтому и парк, и само здание дворца располагается на нескольких уровнях: на первом – самом нижнем – раскинулся Нижний сад и резиденция императора, на втором уровне – Цветочный сад, на третьем – Миражеский пруд, который вместе с садом цветов образует Верхний сад.
Нижний сад, ограничивающийся деревянной колоннадой, был разбит на аллеи, украшен клумбами с декоративными цветами и вечнозелеными кустарниками. Множество фонтанов. Все роскошно и ярко. В таком обрамлении открывался взору Дворец.
Цветочный сад с клумбами, по сути, был задним двором императорской резиденции. Самой важной его частью являлась Миражеская стена с фонтанами – маскаронами, по центру проходил малый каскад – водная лестница с шутихами. «Миражеская», кстати, потому, что барочный сад задумывался как грандиозный парадный зал под открытым небом и стена, которая ограждает его, является как бы отражением дворца.
На самом высоком ярусе располагался красиво оформленный Миражеский пруд. От него также планировалось отвести канал и большой каскад. Система водоснабжения уже была готова – ее привязали к озеру Юлемисте. Однако ни этим начинаниям, ни прочим грандиозным планам не суждено было сбыться. Петр I умер, а с ним и интерес к Ревельской резиденции. Все начатое было приказано достроить, а новое не начинать. Единственным нововведением в 18 веке стала Екатерининская лестница, соединившая дворец с Петербуржским шоссе, ныне восстановленная.
Планировка парка сохранялась без изменений вплоть до конца 19 века, однако сам он дичал и зарастал. В 1897 году было принято решение восстановить и частично реорганизовать парк в вольном английском стиле, максимально стараясь сохранить природное устройство зоны. Были расчищены пешеходные дорожки и проложены новые, засыпана часть фонтанов и канал. Дубовая роща, в которой и сейчас произрастает пара десятков трехсотлетних деревьев, была очищена, как и многие другие рощи и аллеи парка.
Говоря, о деревьях, произрастающих в Кадриорге, необходимо упомянуть о гордости и красе парка – каштанах, аллея которых также была приведена в божеский вид. В 1714 году, когда война со шведами еще не была завершена, Петр I приказал привести в Кадриорг сирень и каштаны – экзотические по тем временам растения. Их высадили рядом с Домиком Петра – остального еще просто не было. Новоселы приживались несколько лет. Часть их потом вывезли в Петербург.
Деревья для Кадриорга привозили по приказу российского императора самые лучшие. Искали в основном по окрестностям Ревеля и Нарвы. Большинство из них привозили не саженцами, а уже взрослыми деревьями – для ускорения процесса формирования парка.
Следующий этап реорганизации парка – 20–30-е годы 20 века. Именно в это время были засыпаны каналы и Миражеский пруд, появилась Апполонова лужайка – сюда привезли статую Апполона, реорганизовали площадку Лебединого пруда. Тогда же на ней установили ротонду. Вообще было произведено большое количество изменений, благодаря которым (или из–за которых) мы видим парк примерно таким, каким он есть сегодня. Самым большим нововведением стало строительство дворца президентской канцелярии в Верхнем саду. Пространство между двумя дворцами было ограничено забором. Сейчас в новом дворце располагается резиденция президента Эстонии.
Сегодня дворец и парк Кадриорг активно восстанавливают и обновляют. В 2000-е был открыт розарий, Летний театр и статуя Нептуна. Все планы, сводятся в целом к одному: восстановить дворцово-парковый комплекс в его былом величии: с фонтанами и павильонами, каналами и мостиками, цветочными партерами и живыми изгородями. Именно таким, каким задумывал его царь Петр – по-королевски великолепным.
На терретории парка Кадриорг находится несколько музеев, среди которых Домик Петра, музей Миккеля, KUMU. Особого внимания также заслуживают скульптуры и памятники на территории парка, прежде всего, памятник броненосцу «Русалка».
Узнать подробную информацию о месторасположении дворцово-паркового комплекса Кадриорг, времени его работы и многом другом можно на официальном сайте.