Церковь Олевисте (Oleviste kirik), Церковь Святого Олафа - самая крупная средневековая постройка в Таллине. Впервые она упоминается в 1267 году уже как действующая церковь. Доподлинно время ее основания неизвестно, однако есть сведения о том, что в 12 веке на месте Олевисте было подворье скандинавских купцов с уже действующим сакральным учреждением. Несмотря на свою многовековую историю, церковь в современном своем виде существует не так уж давно - с 1840 года.
Главная краса и гордость Олевисте - ее башня, а у башни очень высокий шпиль. И это очень радует кого-то на небе, кто отвечает за молнии, поэтому они попадают в него с завидным постоянством. До некой поры это причиняло строению множество проблем, например, оно сгорало до тла. Трижды. И это еще Церкви Олевисте повезло, ибо небесные искры терзали ее не менее десяти раз. Именно поэтому базилику не раз восстанавливали и реконструировали.
Церковь получила свое название по имени святого Олава (Олева, Олафа, Олая) II Харальдссона (995-1030 гг), причисленного к лику святых за распространение христианства на территории Норвегии, откуда оно пришло уже в Эстонию.
C церковью Олевисте связано множество легенд. Пожалуй, самой популярной является история о строительстве святыни. Звучит она примерно так: давным-давно был Ревель городком маленьким и невзрачным, купцы объезжали его стороной, торговля ни к черту... Короче, полный застой и стагнация. И решили жители для привлечения торговых партнеров, туристов и прочей клиентуры построить церковь, такую высокую, чтобы ее шпиль видно было за много верст. Вот тогда уж точно набежит к ним купцов-торговцев всяческих, и будет город расти и расцветать. Мысль была великолепная, только вот найти мастера для ее воплощения оказалось непросто: никто не брался возвести такое грандиозное строение. И тут появился неизвестный добрый молодец богатырской наружности, который предложил свои услуги в качестве з одчего, правда, запросив ни много ни мало, а 10 бочонков золота. Для жителей города сумма показалась просто неприличной. Тогда неизвестный громила сказал, что поработает и за простое “спасибо”, если только к концу работ горожане смогут узнать его имя. Понадеявшись на международный “авось”, жители дали свое согласие.
Стал богатырь возводить церковь просто сказочными темпами. Раз камень-стена, второй - вторая. И сапоги-то у него были скороходы. Шаг шагнет, а уж за версту ускакал. Дружбу он предусмотрительно ни с кем не заводил, да и вообще старался поменьше общаться, а работать побольше. Отдыхал он только в Хальяла, где жила его семья: жена и малыш. И совсем было отчаялись горожане узнать имя незнакомца, да только лазутчик, к жене богатырской засланный, услышал, как она баюкает сына и поет ему песню: дескать, спи, малыш, скоро папа Олев придет, 10 бочонков золота принесет... Ох, и обрадовались ушлые таллинцы. Как узнали они секрет богатырский, стали кричать строителю, который устанавливал крест на шпиле: ”Олев!Олев! Ставь ровней! Крест-то накренился!” Олев, ясное дело, расстроился, рученьки свои разжал и грохнулся со шпиля прямо на землю. Тут же и окаменел. А изо рта его выскочили змея и жаба. Эти земноводные и пресмыкающиеся продукты богатырской диеты до сих пор можно найти изображенными на одном из барельефов церкви. И стали называть ее по имени мастера - Олевисте.
У легенды и продолжение есть... Так вот. Построили церковь за бесплатно, мастера угробили - вообще красота - вторую такую не построит. Все довольны, кроме начальника ада, которого прекрасная церковь, очень быстро ставшая знаменитой, несколько раздражала. Поэтому взял он гигантскую пращу и запустил в святыню гигантским камешком, но не рассчитал и камешек упал на дороге между Пярну и Таллином. Потом появилась на камешке серебряная чаша, в которой скапливалась дождевая вода, и водой этой болезни многие исцелить можно было... Правда, есть еще вариант, что это Калевопоэг (сын Калева), который подрабатывал строителем в Риге, обзавидовался, что у Олева вышел храм лучше, чем у него, и швырнул камешек...
Говорят, в каждой шутке есть доля шутки. Так, пожалуй, и с легендами... При изучении историками торгового пути “из варяг в греки” было доказано, что корабли в Финском заливе двигались согласно ориентирам на берегах, потому как ни карт, ни компасов у них еще не было. Выплывая из устья Невы, корабль шел по южному берегу до ревельской бухты - полуострова Найссаар, затем круто поворачивая на север к берегам Финляндии - полуострову Порккалу. Расстояние между этими пунктами передвижения было чуть больше 35 км, и, двигаясь таким маршрутом, мореплаватели практически не теряли берег из виду. Ориентиром на Порккале была возвышенность, а на эстонском берегу, сначала лес, а потом шпиль Церкви Олевисте. На шпиле под крестом, кстати, есть сфера, так называемое “яблоко” - характерная деталь куполов и шпилей всех церквей различных конфессий. Практически всегда позолоченное, оно отражает лучи солнца и в солнечные дни служит “путеводной звездой” для всех путещественников, в том числе и мореплавателей.
Таким образом, строительство Церкови Олевисте действительно имело немаловажную роль в налаживании и развитии торговых связей Таллина с остальным миром.
Начиная разговор об архитектуре церкви, нужно отметить, что Олевисте - яркий пример эстонской готики. Формы строения соразмерны, просты и благородны, а шпиль, устремляющийся в небо, оказывает особое воздействие, как эстетическое, так и эмоциональное. Западный фасад церкви - 60-метровая четырехгранная башня, несмотря на всю свою мощность, кажется устремленной вверх. Высокое - 14 метров - стрельчатое окно зрительно вытягивает призму строения. За ним следуют два небольших окна и, наконец, два яруса готических окон и ниш, которые облегчают и украшают конструкцию, а также служат преддверием главной гордости церкви - шпиля. Вершина его поднялась над городом на 124 метра. По некоторым свидетельствам, раньше высота составляла 159 м, что более века - в 1529-1649 годах - делало церковь Олевисте самой высокой в мире... На самом деле, сегодня историки склонны считать, что высота церкви никогда не превышала 125 метров. Тем не менее, для того времени даже в таком раскладе это была внушительная величина.
Известно, что активные изменения в архитектуре церкви произошли в 15 веке, когда перестраивался и реконструировался практически весь Таллин. В 20-х годах 15 века началось строительство широкого хора с восьмью колоннами и звездчатым сводом. В целом, хор продолжал ревельские традиции зодчества 14 века, новым элементом, заимствованным из архитектурной традиции Западной Европы, стало создание обхода хора, сформированного боковыми нефами, и необычный декор свода.Особым украшением церкви Олевисте являются детали, вытесанные из камня. Это и консоли, и нервюры, и арки, созданные таллинскими мастерами в 15 веке. Одно из самых примечательных изображений - святой Олев на замковом камне под сводами хора. Изображен он с поверженным драконом, который символизирует собой язычество.
Не прошло и 10 лет со времени создания хоров, как в 1433 году во время сильного пожара, охватившего большую часть города, они были сильно повреждены. На восстановление ушло 6 лет. В это же время началась активная перестройка всего здания церкви, которое превратили в трехнефную базилику (базилика - прямоугольное строение с нечетным количеством нефов. В свою очередь, неф, в данном случае продольный, - часть помещения, ограниченная колоннами). В этот же период был создан портал и четырнадцатиметровое окно над ним. Ширину строения оставили прежней, в длину сделали немного больше, в результате чего колокольня примкнула к церкви.
Нужно отметить, что документы того времени свидетельствуют о быстрых темпах работ, благодаря чему сегодня можно говорить именно о реконструкции церкви, а не о возведении новой. В 16 веке к хору пристраивают капеллу Девы Марии, которая сегодня считается одним из главных украшений церкви Олевисте. Создавалась она двумя зодчими: сначала Бернтом Вольте, а затем его учеником Гертом Конингом с 1513 по 1523 год. Снаружи капелла украшена резными контрфорсами, разделяющими высокие окна; декоративными башенками, венчающими контрфорсы и образующими собой фриз, а также небольшой башней на крыше. Внутри контрфорсов, кстати, должны были быть статуи, однако ныне они пустуют.
На капелле можно найти композицию, напоминающую алтарь со створками - это кенотаф (символическая пустая могила) купца Ханса Павелса, являющегося автором идеи создания капеллы. К тому же он завещал приходу все свои сбережения. В нижней части кенотафа в углублении можно обнаружить надпись и изображения скелета, змеи и лягушки - символов смерти и тленности бытия. Надпись гласит: “Отданное вернулось ко мне, приобретенное - покинуло: никто не властен превозносить себя, ибо человеческая плоть подобна летучему дыму, вечен только дух.” Далее следуют слова посвящения Хансу Павелсу и дата - 1531 год. Нишу окружают четыре барельефа с изображением сцен страстей Христовых. Верхний ряд выполнен польским мастером Клементсом Пале, нижний - немцем Хинриком Брабендером.
Клементс Пале также создал тесаную консоль с изображением мужчины с бородой - части внутреннего убранства капеллы. Автор алтарного полотна “Прославление Иисуса” (1833 год), расположенного в капелле, - Карл Сигизмунд Вальтер (его кисти также принадлежит полотно “Голгофа”, украшающее церковь Святого Лаврентия в Курессааре). Особого внимания заслуживают удивительные по красоте резные двери, ведущие в капеллу, повествующие о тысячелетнем правлении Христа. (В Библии говорится о том, что настанет время, когда Христос вернется на землю и начнется его тысячелетнее царствование. Это будет время мира, праведности, добра, процветания и всеобщего счастья. Только праведники смогут войти в тысячелетние царствование вместе с Иисусом).
Что касается общего интерьера Церкви Олевисте, то в основном он был создан в 19 веке.Более ранняя его версия была практически полностью уничтожена во время беспорядков, вызванных Реформацией, которая распространилась по городу именно отсюда, инициируемая проповедями капеллана Захариаса Хассе.
Примечателен алтарь церкви. Полотно его украшающее, “Христос на кресте”, было написано Вильгельмом фон Кюгельгеном в 1833 г., мраморные изваяния Троицы, Иоанна Крестителя и Девы Мирии созданы Паоли Трискорни, бронзовые барельефы важнейших сцен Евангелия - Благовещения, Крещения и Тайной вечери отлиты в мастерской Василия Демут-Малиновского в Петербурге (принимал активное участие в украшении Казанского собора и Главного штаба в Петербурге), а резьба выполнена таллинским каменотесом Иоганном Готфридом Экснером. Он же автор резной кафедры, которая покоится на постаменте, украшенном ветвями оливы - символом мира и божественной милости. На самой кафедре - изображения символов евангелистов: быка, орла, льва и ангела. Символы взяты из сведений о видениях Иоанна Богослова. Животные символизируют собой грани искупления Христом грехов человеческих и основы его учения в изложении апостолов. Спутник Матфея - Ангел (Человек) - символизирует спасительную миссию Иисуса, Марка - лев - могущество и царственность Христа, Лука - бык/телец - жертва, принесенная Сыном Божьим, Иоаанн - орел - небесная значимость христианского учения.Автором проектов кафедры и алтаря, а также множества других внутренних элементов церкви стал Фридрих Людвиг фон Майделл.
Изначально церковь Олевисте была католической, однако после Реформации на протяжение почти четырех веков ею владели лютеране. При церкви работали школы, сначала начальная, а затем Латинская, действовала библиотека.
В середине 20 века здание отошло общине, объединившей 8 религиозных течений, среди которых были представители баптистов, пятидесятников, евангелистов и лютеран. Ныне в ней насчитывается почти полторы тысячи прихожан.
Сегодня Олевисте является признанным памятником архитектуры и одним из символов города, а посему и одной из самых посещаемых достопримечательностей Таллина. Здесь проходят службы, выступления и концерты различных групп, а также прочие мероприятия религиозного и светского характера. Вход в базилику в обычный день бесплатный (на 2015 год).
Особого внимания заслуживает башня Церкви Святого Олева, с которой открывается удивительный вид на город. Есть, правда, нюанс: чтобы им насладиться придется преодолеть 232 достаточно крутых ступеньки по очень узкой лестнице. Башня открыта для посещения с апреля по конец октября.
Узнать больше полезной информации можно на официальном сайте Церкви Олевисте.