Церковь Нигулисте

Подробное описание
Одна из самых красивых и самых древних церквей Таллина - церковь Нигулисте (Niguliste kirik) располагается по адресу ул. Нигулисте, д.3. Она была построена купцами-переселенцами с острова Готланд, приехавших в столицу Эстонских земель и образовавшим свою общину.
i-Estonia.ruЦерковь Нигулисте (Niguliste kirik)

Одна из самых красивых и самых древних церквей Таллина - церковь Нигулисте (Niguliste kirik) располагается по адресу ул. Нигулисте, д.3. Она была построена купцами-переселенцами с острова Готланд, приехавших в столицу Эстонских земель и образовавшим свою общину. Церковь была построена в честь Святого Николая - покровителя мореплавателей и рыбаков - приблизительно в 13 веке. От строения того времени остался лишь древний портал, который выходит на улицу Нигулисте. Первое письменное упоминание о ней встречается в 1316 году. Современный вид здания относится к 15 веку, когда церковь была подвергнута значительной перестройке, именно тогда она приобретает вид базилики.

Уже в то время здание использовалось не только как церковь, но и как крепость (так как изначально располагалась вне городской стены), а также отчасти и как склад для хранения товаров, представляющих особую ценность.

Шпиль Церкви Нигулисте (Таллин, 2011 г.)

Первая башня церкви была построена, вероятно, еще в 14 веке, однако Орден, который в ту пору был во главе города, запретил делать ее высокой, чтобы она не превращалась в обзорную площадку. Новая башня была возведена лишь в 1505-1515 гг., затем из-за обветшания её перестроили в 1695 г., когда и украсили шпилем в стиле барокко работы Руперта Биденшау (он же автор шпиля церкви Святого Петра в Риге).

С 15 по 18 век к Церкви Нигулисте пристроили несколько капелл и часовен: с юга - Капеллу Святого Антония, с севера - притвор с главным входом, в 1673 г - погребальную капеллу Густава Адольфа Клодта, являвшимся шведским наместником в Эстляндии, оформленную в стиле барокко, в 1773 г. - погребальную капеллу генерал-губернатора Петра Августа Фон Гольшьейн - Бека.

Церковь построена в традициях эстонской готики. Она угловата, лаконична и устремлена ввысь. Что касается ее интерьера, то он поражает своей легкостью и обилием света, выгодно выделяя церковь Нигулисте на фоне других столичных сакральных строений.

Церковь Нигулисте - одна из немногих церквей Таллинна, избежавшая разграбления в эпоху Реформации. Согласно городскому преданию, когда толпа горожан, уже к тому времени раззоривщих Олевисте, Пюхавайму и другие церкви, пришла к Нигулисте, то нашла замки ее залитыми свинцом, и открыть их не было никакой возможности. Такой ловкий ход придумал тогдашний настоятель базилики, дабы спасти ее.

К сожалению, Церковь Нигулисте на протяжении следующих веков ждало еще много испытаний. В 1944 году во время бомбардировок строение было сильно повреждено, многие произведения искусства, хранящиеся внутри, - уничтожены. Восстановительные работы начались в первую пятилетку после окончания войны, однако растянулись вплоть до 80-х годов 20 века. Обновленное здание планировалось открыть к 1980 году - году Олимпиады. В Таллине проходила парусная регата, и город активно готовился к ее проведению. Однако строительный забор, окружающий церковь, был убран лишь на время проведения спортивного мероприятия, чтобы гости города могли восхититься как будто отреставрированным памятником архитектуры. После окончания регаты забор водрузили на место, а дату открытия филиала городского художественного музея - а именно им и стала Нигулисте, перенесли на 1982 год. Однако и тут подстерегала беда. В 1982 году в реставрируемом здании случился крупный пожар, в результате которого произошел обвал шпиля церкви. Чудом удалось спасти хранившиеся в ней ценности, которыми сегодня могут насладиться все посетители этого поистине значимого для Таллина музея. Таким образом, открытие церкви автоматически передвинулось еще более чем на год.

Роль экспозиции музея Нигулисте в деле ознакомления с историей города действительно сложно переоценить. Здесь хранятся средневековые предметы искусства и культа необычайной ценности: алтари, исповедальни, хоругви, алтарные образы, картины, могильные плиты, церковные люстры, гербы-эпитафии и многое другое.

В экспозиции музея Нигулисте есть свои жемчужины. Прежде всего, это многостворчатый алтарь - ретабло - один из наиболее сохранившихся, а потому ценных подобных алтарных образов Северной Европы, а также полотно, а точнее, его фрагмент, Бернта Нотке “Пляска смерти”, датируемое концом 15 века, коллекция церковного и не только серебра (медальоны, кубки, часы, жезлы и т.д.).

Алтарь-ретабло, изготовленный в мастерской Хермена Роде - известного мастера из Любека (Северная Германия), был доставлен в Таллин в 1481 году. На его створках изображено более четырех десятков святых и прочих библейских персонажей. Основные сюжеты - жития Святого Николая и Святого Виктора. Внутри - галерея Святых - 77 фигур, выполненных в дереве.

Алтарь-ретабло Церкви Нигулисте (Таллин, 2014 г.)

“Пляска смерти” - одно из самых ценных произведений искусства, хранящихся в Таллине. Долгое время ее автор – Берт Нотке считался разноплановым мастером - он и резчик, и художник, и каменотес. Однако документально подтверждено его авторство только в двух случаях: алтарь в таллинской церкви и алтарь в Домском соборе в Оорхузе (Дания). Сегодня ему приписывают авторство полотна в Нигулисте и аналогичной картины в Церкви Святой Марии в Любеке, которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней. Причем долгое время считалось, что таллинская “Пляска смерти” - фрагмент любекской картины, однако, сегодня можно с уверенностью утверждать, что речь идет о двух разных полотнах, принадлежащих кисти одного художника.

Danse Macabre in Tallinn (Bernt Notke, 1435 – 1509)

“Пляска смерти” - достаточно узкое (160см) и длинное (750см изначально) полотно, выполненное темперой и масляной краской на холсте. Изначально композиция включала в себя около полусотни фигур, сегодня фрагмент включает лишь 13. Картина отражает один из классических сюжетов европейской живописи средневековья, главной целью которого было напоминать христианам о неизбежности смерти, равенстве всех и вся перед нею и, как следствии, бренности всего земного.

Таллинское полотно особо ценится во всем мире не только как выдающейся пример северогерманской живописи 15 века, но и как наиболее сохранившийся объект иконографического искусства.

Также особыми экспонатами музея Нигулисте считаются алтари Святого Семейства, Святой Марии (15 век, созданный в Брюгге на средства Братства Черноголовых) и алтарь Страстей Христовых, также созданный в Брюгге, но уже другим мастером в 16 веке.

Сегодня Церковь Нигулисте - один из символов эстонской столицы. Здесь любят бывать не только туристы, но и местные жители, так как помимо экспозиций, в храме также проводятся различные концерты, в том числе и органные.

Информацию о координатах, времени работы и стоимости билетов музея можно узнать на его официальном сайте.